Haurit aquam cribro, qui díscere vult sine líbro рус. Черпает воду решетом тот, кто хочет учиться без книги.

Достаточно ли ваши подростки читают?  Насколько вдумчиво читают? Удаётся ли им вникать в исторический и культурный контекст произведения? Наблюдают ли они, как книга перекликается с работами предшественников или потомков автора? Насколько хорошо владеют литературным русским (который для некоторых, увы, уже едва ли не китайский)? Умеют ли увлечься текстом и погрузиться в чтение? Всегда ли есть с кем поделиться впечатлениями и мыслями по поводу прочитанного? Получается ли осознать многослойность текста и его красоту? Владеют ли навыком получения наслаждения от хороших книг?

Если что-то из перечисленного кажется вам важным, проект «Читаем вместе» —  для вас. Да, не только для вашего подростка, но и для вас как родителя. Ибо читающий и думающий родитель знает: художественная литература не устарела и не собирается устаревать. Всеобщая обеспокоенность  —  «они не читают». На самом деле они —  читают. Иначе, чем делали мы -дцать лет назад: с другой скоростью, другой глубиной погружения, иногда параллельно занимаясь другими делами, порой имея оригинальную точку зрения, кажущуюся нам странной. Чаще всего нашим подросткам нужна помощь —  их нужно слегка расшевелить, чтобы они увлеклись книгами. 

Наш опыт показывает: совместное чтение —  то самое, которое было принято в дворянских семьях, благодаря которому формировались лучшие умы русской культуры и науки,  —  мощный фундамент для развития личностных качеств и интеллектуальных ресурсов. Вдобавок это ещё и приятнейшее времяпрепровождение, создающее пространство для общения. Того самого общения, которое в отрочестве едва ли не нужнее, чем кислород. Которое согревает и питает, поддерживает и утешает, формирует самоуважение и самооценку.

Приглашаем подростков 12 — 16 лет присоединиться к совместным чтениям этим летом. Чтобы присоединиться, необязательно приобретать всю программу «Каникулы вместе».  Можно приезжать на занятия «Читаем вместе» трижды в неделю: понедельник, среда, пятница, с 12:30 до 14:00.  Пишите в вотсап или в почту club-vmeste@yandex.ru.

Что читаем на занятиях курса «Читаем вместе» летом 2022

Как выбираем книги для занятий курса «Читаем вместе»?

Предварительно подготовленный список всегда варьируется, в зависимости и от состава группы, и от интересов и запросов участников, и от читательского опыта и вкуса слушателей, и даже от настроения аудитории в данный момент. Так, иногда на занятия приходят люди в состоянии напряжения или печали —  самое время почитать что-то лёгкое, ироничное и в результате увидеть улыбки в аудитории.  Порой в дискуссиях коллективная мысль доходит до чего-то критически важного — тогда  имеет смысл подкрепить эти размышления соответствующими текстами. Или во время чтения одной книги мы упомянули другую книгу, но не смогли вспомнить её важные особенности (или кто-то её пока не читал), тогда на следующем занятии берем в работу именно её. В результате получается произвольная комбинация из книг разных жанров и эпох: это и произведения из школьной программы, и внешкольные тексты, и шедевры старины, и свежие работы наших современников. 

Список книг на лето 2022, курс «Читаем вместе»:

Горький, Старуха Изергиль
Достоевский, Двойник
Р. Стивенсон, Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
Р. Бредбери, И всё-таки наш
Беляев, Над бездной (Изобретения профессора Вагнера)
, Мистер Смех
О’Генри, Рассказы
Аромштам Марина, Плащ крысолова
Р. Джафаров, Рассказы
Г. Кёйер, Книга всех вещей
У. Шекспир, Двенадцатая ночь, Буря
Джеймс Олдридж, Последний дюйм
К. Нестлингер, Само собой и вообще
А. И. Солженицын, Матрёнин двор
Л. Н. Толстой. После бала
А. Конан Дойль, Приключения Шерлока Холмса
О. Генри, Короли и капуста
Софокл, Царь Эдип
Китайские притчи
Н. Гоголь, Ревизор
Песнь о Роланде
Жан Расин. Федра
Т. Манн, Будденброки
Дж. Селинджер, Над пропастью во ржи
В. Попов, Иногда промелькнёт
П. Мериме, Венера Илльская, Маттео Фальконе

Примеры занятий курса «Читаем вместе»:
«страшилки» Жуковского, мистика Гоголя, абсурдизм Кафки.

Haec studia adulescentiam alunt-Науки юношей питают (Цицерон, перевод Ломоносова)

Exempli gratiā (e.g.). Ради примера, например

 

Примеры занятий курса «Читаем вместе»: законы детективного жанра

Haec studia adulescentiam alunt-Науки юношей питают (Цицерон, перевод Ломоносова)

Félix quí potuít rerúm cognóscere cáusas (Vergílius) Счастлив, кто мог познать причины вещей.

 

Примеры занятий курса «Читаем вместе»: тема денег и богатства в мировой литературе

Félix quí potuít rerúm cognóscere cáusas (Vergílius) Счастлив, кто мог познать причины вещей.

 

Примеры занятий курса «Читаем вместе»: морализм Мериме, хоррор Тургенева, юмор Горина